Под УКЭП подразумевается особый вид электронной подписи, обладающий высокой степенью надежности и безопасности. Она используется для подтверждения подлинности электронных документов и обеспечивает высший уровень юридической значимости в цифровой сфере.
УКЭП работает вместе с СКЗИ (средство криптозащиты информации), который устанавливается на ПК (ноутбук) пользователя. Они создают файл подписи, который прикрепляется к документу и содержит информацию о том, кто и когда поставил подпись под документом.
УКЭП дает возможность пройти регистрацию в ГИС МТ/ФГИС МДЛП. Она также позволяет отчитываться о:
- поставках товаров;
- их приемке;
- продажах маркированной продукции.
С помощью УКЭП можно делать изменения в личный кабинет, добавлять группы товаров и участников оборотов товаров.
Как получить КЭП для ИП?
Для получения квалифицированной электронной подписи ИП должен выполнить следующие шаги:
- обратиться в Удостоверяющий Центр (УЦ), предоставляющий услуги по выдаче и подтверждению электронных сертификатов;
- пройти процедуру идентификации личности, чтобы подтвердить свою подлинность. Обычно это происходит в присутствии уполномоченного лица, например, нотариуса.
После этого осуществляется генерация двух (открытый и закрытый) криптографических ключей. Закрытый ключ хранится в надежном месте, открытый — применяется для проверки подписи. Завершив процедуру идентификации и генерации ключей, УЦ выдает электронный сертификат, подтверждающий принадлежность открытого ключа конкретному владельцу.
Электронная подпись имеет высокую юридическую силу, признается в суде и может использоваться для подписания:
- Договоров;
- Счетов;
- Отчетов и других документов.
Что нужно для выпуска КЭП?
Необходимо обратиться в ФНС и предоставить государственной структуре четыре документа:
- Паспорт;
- СНИЛС;
- Копию ИНН;
- USB токен. На этот сертифицированный носитель записываются ключи электронной подписи.
Как получить КЭП в Тинькофф?
Необходимо через ЛК послать онлайн-заявку, дождаться обратного звонка от сотрудника банка, договориться о времени получения КЭП и забрать её в точке выдачи банка (Москва) либо в партнерских филиалах.
При получении КЭП в точке выдачи Тинькофф достаточно будет предъявить паспорт. Если же подпись выдается в офисах УЦ «Основание», нужно будет еще два документа: СНИЛС, ИНН.
Оформление УКЭП будет бесплатным при открытии расчетного счета в банке:
Как получить КЭП в ВТБ и ПСБ?
КЭП предлагают и два других крупных банка страны, также при условии, что клиенты имеют или будут открывать РКО услуга бесплатна. Операция длится около получаса по двум документам, а запись выполняется на сертифицированный USB токен с NFC-модулем.
Как пользоваться электронной подписью?
Сразу отметим, что КЭП используется совместно с СКЗИ. Поэтому вначале на компьютер с ОС Windows, Макинтош либо Linux устанавливается программное обеспечение для КЭП, а потом — для СКЗИ. Далее в ПО для КЭП загружается электронный сертификат, выданный УЦ.
Подписание происходит следующим образом:
- открываете документ, который нужно подписать;
- в программе для работы с УКЭП выбираете соответствующую функцию подписи;
- вводите свой PIN-код, если он установлен, для подтверждения подписи.
Принцип работы СКЗИ:
- В созданный документ, с помощью СКЗИ и закрытого ключа УКЭП, добавляется файл подписи.
- Документ зашифровывается.
- Все объединяется в файл, который посылается получателю.
- Получатель расшифровывает документ, используя закрытый ключ своей УКЭП и СКЗИ.
- Затем он проверяет целостность УКЭП, чтобы убедиться, что в документ изменения не вносились.
Также стоит отметить, что СКЗИ может быть встроена в носитель КЭП либо представлена, как отдельная программа. Удобство первого варианта в том, что пользователю не придется устанавливать дополнительные программы, а шифрование документов и их расшифровка будет осуществляться сразу на носителе.
Если используются отдельные программы, это могут быть КриптоПро CSP или VipNet CSP.