Что такое госзакупки?
Под государственными закупками подразумевается рынок, на котором поставщики предлагают госкомпаниям необходимые им услуги и/или товары. Фактически это тендер, однако в России предпочитают официально использовать вместо него выражение «закупки». Их совокупность именуют контрактной системой.
Масштаб услуг и товаров без ограничений. Поставщики могут предлагать как карандаши, так и возведение административных зданий. Ключевые принципы госзакупок, происходящих на конкурентной основе, следующие:
- одинаковые права поставщиков на участие;
- информация обязательно публикуется в СМИ;
- закупка осуществляется после проведения анализа эффективности расходов, чтобы экономить бюджет;
- процедура прозрачная: должен быть отчет в письменной форме;
- перед законом все участники госзакупок несут ответственность: административную, уголовную, гражданскую.
Все механизмы государственных закупок определяются федеральными законами. Основных два:
- № 44-ФЗ. Он регулирует закупки полностью государственных организаций (детсады, казначейство, поликлиники), получающих средства из бюджета и в нем описаны выборы поставщика, методы планирования и обжалование действий.
- № 223-ФЗ. Он регулирует покупки компаний, 50% (минимум) которых принадлежит государству. В качестве примера можно привести банк ВТБ, РЖД или «Ростелеком». У этих организаций имеется своя выручка. Это дает им возможность корректировать договоры закупок.
Ниже мы детально разберем, в чем отличие 44 ФЗ от 223 ФЗ простыми словами. Критериев различия будет почти полтора десятка.
Для наглядности отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ по каждому пункту будут показаны в таблице.
Заказчики
№ |
44-ФЗ |
223-ФЗ |
---|---|---|
1 | Государственные/муниципальные органы власти, а также казенные учреждения | Компании, в уставном капитале которых государственная доля от 50% |
2 | Орган, которому доверено управление фондом государства вне бюджета | ЮЛ с инвестпроектами от полумиллиарда рублей при государственной поддержке |
3 | Роскосмос и Росатом | Естественные монополии |
4 | Компании, расходующие средства из бюджета на покупку продукции | Региональные операторы |
5 | Бюджетные предприятия и унитарные организации, покупающие продукцию на свои деньги за счет грантов либо благодаря субподрядам |
Участники
№ |
44-ФЗ |
223-ФЗ |
---|---|---|
1 | Юридические лица, у которых нет статуса оффшорных компаний |
Коллективные участники |
2 |
Физические лица и ИП |
Юрлица, физические и индивидуальные предприниматели. |
3 | Заказы, в документации которых заказчики могут устанавливать право заключать договора на торгах одновременно с разными покупателями. |
Самозанятые. |
Преимущества для участников
№ |
44-ФЗ |
223-ФЗ |
---|---|---|
1 | Учреждения УИС. | Разница закупок среди объектов предпринимательства: преференциями по ФЗ 44 обладают представители малого бизнеса, а — ФЗ 223 — субъекты среднего предпринимательства. |
2 | Организации, занимающиеся проблемами инвалидов. | |
3 | СМП и СОНКО обязаны 25% от госзакупок совершать у этих поставщиков. |
Виды тендеров
№ |
44-ФЗ |
223-ФЗ |
---|---|---|
1 | Проводящийся в электронной форме открытый конкурс |
Конкурентная закупка:
|
2 | Аналогичный закрытый конкурс и классический закрытый конкурс. | |
3 | Проводящийся в электронной форме открытый аукцион. | |
4 | Аналогичный закрытый аукцион и классический закрытый аукцион. | Закупка продукции у единственного поставщика. |
5 | Электронные запросы котировок. | Прочие способы закупок, которые прописаны в положении. |
6 | Электронные покупки небольшими партиями у единственного продавца. |
Площадки для электронных торгов
В первом столбце перечислены основные торговые площадки (ТП). Весь список можно просмотреть в РП № 1447-р.
№ |
44-ФЗ |
223-ФЗ |
---|---|---|
1 | РТС-тендер |
Тендеры среди предприятий малого/среднего бизнеса должны размещаться на площадках, предназначенных для госзакупок по ФЗ 44. Здесь тендеры ФЗ 223 по покупкам и 44 не имеют отличия. Прочие закупки возможны на разных электронных ТП. Нужно учесть, что некоторые платформы требуют регистрацию и берут абонентскую плату за месяц. |
2 | Электронная ТП Газпрома | |
3 | Российский аукционный дом | |
4 | ТЭК-Торг | |
5 | Агентство по госзаказу РТ | |
6 | Сбербанк-АСТ | |
7 | Электронные торговые системы | |
8 | ЕЭТП |
Сроки для участия и кто их устанавливает
44-ФЗ |
223-ФЗ |
---|---|
Их устанавливает закон о контрактной системе. | Для конкурентных закупок сроки задаются. Но если поставщик единственный, их в положении указывает заказчик. |
Подпись для электронных документов
44-ФЗ |
223-ФЗ |
---|---|
Документы визируются УКП (усиленная квалифицированная подпись). Она требуется на 8 федеральных ТП, а также в ЕИС. | Документы визируются УКП, которая требуется не только на 8 федеральных, но и почти на 170 коммерческих ТП. |
Подробная информация о том, какие имеются отличия между 223 ФЗ по УКП и 44 ФЗ дается при получении ЭЦП в удостоверяющих центрах.
Обеспечение заявок, контрактов, гарантийных обязательств
№ |
44-ФЗ |
223-ФЗ |
---|---|---|
1 |
Для конкурсов/аукционов заявка требуется, если НМЦК от 1 млн. руб. Способы обеспечения:
Размер — в диапазоне 0,5-30% от НМЦК. Если предполагаются госзакупки с ограничениями для СМП/СОНКО, размер высчитывают из цены заключения договора. При госзакупках с предельной ценой на товар до 1 млн. обеспечение заявки необязательное условие. |
Если НМЦК до 5 млн. руб. не нужно обеспечивать заявку для конкурентных госзакупок. При большей сумме заказчики могут выдвинуть такое требование, но до 5% от НМЦК. |
2 |
До конца 2022 г. заказчику разрешается не устанавливать требование обеспечения:
Это прописано в законе о контрактной системе. |
Правила в положении для обеспечения соглашения устанавливает заказчик. |
3 | Гарантийные обязательства не обязательны. | Требования о гарантийных обязательствах в законе отсутствуют. Однако у заказчиков есть право вписать в положение о закупках правила предоставления обеспечения. |
Плата за победу
44-ФЗ |
223-ФЗ |
---|---|
Победитель госзакупки отдает 1% от стоимости контракта. Однако сумма не должна быть больше:
При уклонении победителем от заключения сделки, со 2-го участника плата не берется. |
Каждая ТП может устанавливать свою плату за победу. Однако, как правило, если это госзакупка с ограничениями для малого/среднего бизнеса, показатель составляет 1% от НМЦ. |
Борьба с демпингом
44-ФЗ |
223-ФЗ |
---|---|
Участники госзакупок подтверждают добросовестность. Альтернативный вариант — увеличенное обеспечение контракта. Оно предоставляется при снижении стартовой цены от 25%. |
Заказчик может указать в положении свои требования, чтобы бороться с демпингом. |
Обоснование максимальных (стартовых) цен
44-ФЗ |
223-ФЗ |
---|---|
Нужно для всех процедур |
Заказчики должны рассчитывать максимальную (стартовую) стоимость покупки в соответствии с положением. Если это своевременно не сделать, придется обосновывать стартовые цены уже по ФЗ 44. |
Отчетность в ЕИС
На портале закупок нужно размещать отчеты. Для ФЗ 44 их четыре, а 223 — два.
№ |
44-ФЗ |
223-ФЗ |
---|---|---|
1 | Госзакупки у СОНКО/СМП. | Закупки инновационной/высокотехнологической продукции. |
2 | Минимальный объем закупок российской продукции. | Покупки у предприятий малого/среднего бизнеса. |
3 | Аналитический отчет с результатами отслеживания закупок. | |
4 | Количество продукции, приобретенной в рамках СПИК (специальный инвестконтракт). |
Расторжение и изменение контрактов
№ |
44-ФЗ |
223-ФЗ |
---|---|---|
1 | Не разрешается менять важные условия контракта, если это не строительные закупки. Здесь можно поменять срок работ и их объем до 30%. |
При исполнении договора можно менять количество и объем работ, а также сроки исполнения. |
2 | По соглашению сторон, но в рамках закона, возможно изменение условий. | |
3 | При наличии ошибок в протоколе контракта, заказчик и поставщик совместно создают протокол разногласий. | Законом, при заключении контракта, не регулируется правило предоставления протокола разногласий. |
4 |
Контракт расторгается:
|
Расторжение контракта возможно, но через судебные разбирательства. Для обращения в суд один из участников соглашения должен нарушить существенные условия соглашения. |
Как и куда подаются жалобы
44-ФЗ |
223-ФЗ |
|
---|---|---|
Жалобы могут подаваться в:
|
Участники торгов могут обжаловать:
|
|
Заключение
Подводим итог, в чем закон 44-ФЗ по госзакупкам и 223-ФЗ имеют отличия? Работа заказчиков по первому ФЗ опирается только на закон. По второму — основой считается положение о закупке, разработанное по рекомендациям, изложенным в ФЗ о закупках отдельных категорий юридических лиц. Часть регламента, прописанного в положении, заказчики имеют право разрабатывать сами.
Другими словами, оба ФЗ регулируют процедуру госзакупок. Отличия только в разных долях детализации и свободы.
В этой статье мы попытались объяснить вам, в чем у 44 ФЗ отличие по госзакупкам от 223 простым языком. Успехов в тендерах!