БКИ – это компания, которая занимается обработкой, формированием и хранением кредитных историй. В функции БКИ также входит выдача отчетов по запросу заемщиков или юридических лиц – банков, микрофинансовых организаций и т. д. Последним информация может понадобиться во время рассмотрения заявки на оформление займа для подсчета Показателя долговой нагрузки физического лица.
Какие есть Бюро кредитных историй
Состоянием на август 2020 года в России ведет деятельность 10 БКИ.
Самые крупные среди них, в которых хранится большая часть данных о заемщиках:
- «Кредитное бюро Русский Стандарт»;
- «Объединенное Кредитное Бюро»;
- «Эквифакс Кредит Сервисиз»;
- Национальное бюро кредитных историй.
Оставшиеся 6 организаций имеют не такие внушительные базы клиентов, но их тоже не стоит упускать из виду. Информация о заемщике может находиться в любом из существующих БКИ.
С изменениями в количестве БКИ можно ознакомляться на сайте Центробанка. Ссылка на нужную страницу находится в разделе «Кредитные истории».
Куда именно передавать данные, банк решает самостоятельно. С клиентом подобные вопросы не обсуждаются. Точно так же он не получает никаких уведомлений о занесении информации в базу той или иной организации.
Как заказать и получить выписку из Бюро кредитных историй
Перед получением выписки сначала необходимо узнать, в каком БКИ находится КИ конкретного человека. Делается это через запрос в ЦККИ (Центральный каталог кредитных историй). Можно заказать информацию удаленно через портал «Госуслуги» или обратиться в отделение банка, клиентом которого является заемщик.
Как узнать кредитную историю через Госуслуги?
После получения данных остается обратиться в БКИ для получения отчета. На вопрос, как сделать запрос в бюро кредитных историй, можно дать сразу несколько ответов:
- телеграммой;
- в офисе БКИ;
- почтовым письмом;
- у партнера БКИ.
Независимо от выбранного способа, в отчете будет указана одна и та же информация.
Дважды в год каждый человек может проверить свою КИ бесплатно. Все остальные запросы платные.
Если была обнаружена ошибка
Иногда случается такое, что информация в БКИ поступает с некоторым опозданием или вовсе не соответствует действительности. К примеру, когда закрытый кредит даже спустя несколько дней отображается активным или в КИ отмечены просрочки, хотя в самом деле их не было. Как исправить кредитную историю в бюро кредитных историй в таких случаях?
Первое, что нужно сделать – обратиться в банковское учреждение, которое допустило появление ошибок в КИ заемщика. После проверки информации организация передаст соответствующий запрос БКИ и неточности будут исправлены.
Второй возможный вариант – обратиться напрямую в БКИ. В этом случае придется ожидать до 30 дней, пока организация свяжется с банком для уточнения и проверки информации. Если ошибка будет выявлена, ее устранят.
По истечении 30-дневного срока после подачи клиентом заявления БКИ обязано уведомить его о результатах проверки.
В случае отказа в удовлетворении заявления БКИ должно предоставить аргументированные причины. Если заемщик с ними не согласен, решение можно обжаловать через суд.